перечень книг, запрещенных к чтению, известен на Руси с XI в. В Изборнике 1073 г. он включен в статью «Богословца от словес» (ГИМ. Син. № 31д. Л. 253-254), к-рая считается 1-м рус. библиографическим памятником (авторство статьи приписано свт. Григорию Богослову, но, вероятно, принадлежит прп. Анастасию Синаиту; она входит в состав большинства русских списков Изборника XV-XVIII вв.). В конце статьи указаны «сокровенные» книги (т. е. апокрифы), запрещенные святыми Афанасием Александрийским и Исидором Пелусиотом. По наблюдениям Н. А. Кобяк, К. о. с. уже в XI в. не отражал репертуара апокрифов в древнерус. литературе. Из 29 указанных в Изборнике 1073 г. апокрифов в древнерус. (и вообще старослав.) лит-ре до сер. XVII в. известны в переводах не более 9. Др. переводной перечень отреченных книг, расширенный за счет включения произведений, ошибочно приписанных апостолам Иоанну, Андрею и Фоме, находится в составе 13-го Слова Тактикона св. Никона Черногорца (XI в.), сохранившегося в рус. и слав. рукописях со 2-й пол. XIV в.
Собственно славянский К. о. с. в русских рукописях известен в Номоканонах с XIV в. (РНБ. Погод. № 31. Л. 187-190; РГБ. Вол. № 463. Л. 251-251 об.). Этот перечень входит в сборники постоянного состава (церковные Уставы, Требники, Кормчие), относительно постоянного состава («Златая Чепь», «Измарагд» и т. п.) и непостоянного состава (напр., четьи сборники из Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, составленные иером. Евфросином: РНБ. Кир.-Бел. № 22/1099. Л. 39 об.- 42, 50-70-е гг. XV в.; № 53/1130. Л. 548-552 об., 1492 г.). К. о. с. данного вида состоял из 2 частей. В первой, имеющей, по-видимому, южнославянское происхождение, были указаны ветхо- и новозаветные апокрифы, а также произведения, связанные с еретическими движениями, в т. ч. с богомильством (статьи «Повесть о крестном древе» и «О Господе нашем Иисусе Христе, како в попы ставлен» болгар. свящ. Иеремии, который в рукописях начиная с сер. XV в. ошибочно называется богомилом, «Как Христос плугом орал», «Что Пров царь Христа другом назвал»). С кон. 1-й четв. XV в. (РГБ. Троиц. № 704) в перечень вносится «Откровение» Мефодия Патарского, что, очевидно, связано с распространением эсхатологических настроений в связи с приближающимся 7000 г. от сотворения мира (1492 г. от Р. Х.). Исследователи отмечают знакомство составителей или переписчиков К. о. с. со многими названными в нем книгами: в перечне дается характеристика книг, или, как в случае с Евфросином, некоторые апокрифы включены в сборники, в т. ч. те, где имеется К. о. с. Некоторые памятники, включенные в К. о. с., получили широкое распространение (напр., «Хождение Богородицы по мукам», «Беседа трех святителей»). Во 2-й ч. перечня (книги «еретические»), возникшей, вероятно, на Руси, перечисляются некоторые сочинения «естественнонаучной» тематики, гадательные и чародейные книги («Чаровник», «Волховник», «Громник» и т. д.), в рукописной традиции неизвестные, и даже указываются распространенные суеверия. Как правило, собственно слав. К. о. с. сопровождается в рукописях различными переводными списками книг истинных и ложных.
В рукописи ГИМ. Син. № 853 (XVI в.) отразилась особая редакция слав. К. о. с.- «Сказание о отреченных книгах» митр. Зосимы, которое в дореволюционной лит-ре связывали с Собором 1490 г. на «жидовствующих». Однако, как доказала Кобяк, данная редакция восходит к К. о. с., включенному в Молитвенник митр. св. Киприана; самый ранний ее список - ГИМ. Чуд. 269, 50-60-е гг. XV в.
Стоглавый Собор 1551 г. запретил под страхом отлучения от Церкви хранить и читать книги гадательного, календарно-астрономического и астрологического содержания, очевидно переводные: «Рафли», «Шестокрыл», «Воронограй», «Остромий», «Зодей», «Алманах», «Звездочети», «Аристотел», «Аристотелева врата» и др. (Емченко Е. Б. Стоглав: Исслед. и текст. М., 2000. С. 312-313). Такого же рода запрет содержится в «Домострое», где часть названных книг перечисляется в общем ряду с разного рода суевериями и гаданиями. При этом «Аристотелевы врата» («Тайная тайных») и «Шестокрыл» полностью или фрагментарно включались в рукописи церковного содержания (см.: РНБ. Солов. № 919 (1029), кон. XV - нач. XVI в.; Геннадиевская Библия); не был чужд интереса к отреченной гадательной лит-ре царь Иоанн IV Васильевич (см.: Буланин Д. М. Тайная тайных // СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 427-430; Турилов А. А., Чернецов А. В. Отреченная книга Рафли // ТОДРЛ. 1985. Т. 40. С. 260-289).
К. о. с. был впервые напечатан в России при патриархе Иосифе в составе «Кирилловой книги» (М., 1644).